Дмитрий (klepinin) wrote,
Дмитрий
klepinin

Category:

Опережающее развитие. Плюс или минус...

Вот здесь мы с вами бурно обсуждали вопросы опережающего развития. И я, помнится, обещался разместить свою небольшую статью на эту тему. Статья спорная, посему жду гневных комментариев.

 «Наш малыш в свои полтора года уже знает все буквы и цифры, с десяток геометрических форм и дюжину цветов. Очень любит сидеть с книжкой, листает ее, с удовольствием учит стихи»…

Как приятно, когда можно погордиться своим ребенком. Рассказать о нем друзьям, знакомым, поделиться радостью с интернетом, обсудить на мамкиных форумах… И вот, мы уже начинаем искать способы обеспечить своему малышу опережающее развитие. Зачем мы это делаем? Если отбросить те объяснения, которые лежат на поверхности нашего сознания, и которыми мы можем поделиться вслух, из серии: «мы развиваем интеллект ребенка, чтобы он был умным и добился в жизни многого», и заглянуть поглубже, причина окажется на удивление банальна. Мы добиваемся опережающего развития для своего ребенка, прежде всего в угоду своему тщеславию. Ведь, если мой ребенок делает все лучше, быстрее и раньше всех своих сверстников, значит – это мы, его родители такие замечательные и исключительные, что сумели зачать, родить и воспитать такого гения, ну или на худой конец, вундеркинда.

А теперь давайте разберемся, чего стоит ребенку удовлетворение родительских амбиций.



Начнем с того, что у психиатров опережающее развитие представляет собой диагноз и рассматривается это состояние в группе патологий развития, в одном ряду со слабоумием и психопатией. Появление в амбулаторной карте этого словосочетания, после посещения кабинета здорового ребенка, даст повод и психологу и психотерапевту с полным основанием занести вашего ребенка в группу риска. Почему? Да потому, что в дальнейшем, в той же карте может появиться диагноз шизофрения, например…

Значит ли это, что опережающее развитие ребенка опасно? Да, безусловно. Даже, если в дальнейшем обойдется без психиатрической патологии, вы, скорее всего, столкнетесь с проблемами физического и психологического характера. Чтобы понять, откуда эти проблемы возникают, вспомним закон сохранения энергии, который мы все проходили в школе. Закон, который прекрасным образом распространяется на психику. Энергия не возникает ниоткуда, не уходит в никуда – ее запас постоянен. Если на что-то мы тратим энергии больше, то в другом направлении деятельности ее становится меньше.

Другими словами, если мы бросаем все силы на интенсивное интеллектуальное развитие, начинают страдать другие сферы. В первую очередь – это эмоциональная сфера и во вторую, двигательная. Ухудшение развития двигательной сферы приводит тому, что ребенок не успевает за сверстниками в физическом развитии. Он хуже бегает, хуже прыгает, плохо лазает по шведской стенке… «Ну и что, зато он у нас самый умный», - скажем мы. И окажемся неправы. Во-первых, потому, что в дальнейшем это физическое недоразвитие будет проявляться, в том числе и в половой сфере, а, во-вторых, потому, что читать много книжек и быть самым умным не одно и то же.

Начнем со второго утверждения. Почему ребенок, который читает запоем, иногда по три-четыре книги параллельно может не стать умным? Дело в том, что читая книги по диагонали, малыш редко останавливается на их содержании, не всегда может выделить в них основной и дополнительные смыслы. Самое печальное в том, что при стремительном подходе к чтению книга перестает выполнять одну из основных своих задач – она не обогащает пассивный словарь ребенка. Он не улавливает красоту построения фраз, сокращает количество слов. Обратите внимание – умный и не по годам развитый малыш, читающий книги запоем, встречая незнакомое слово просто пропускает его, улавливая общий смысл фразы из контекста. Ему некогда искать значение этого слова в словаре, или просто спросить у родителей. Ведь впереди еще столько книг, которые надо прочесть! И еще один момент на который надо обратить здесь внимание. Углубляясь в книги, ребенок постепенно выпадает из круга общения сверстников. Тем самым, даже если он и развивает свой интеллектуальный багаж, он сильно проигрывает остальным детям в развитии эмоционального интеллекта. Того самого, на который сегодня делается значительная ставка всеми психологами, начиная от детских и заканчивая менеджеров по персоналу. С проблемой развития эмоционального интеллекта тесно связана и половая сфера, проблемы в развитии которой мы упоминули.

А при чем здесь половая сфера? Да при том, что ребенок плохо развитый физически еще на ранних ступенях детства, в дальнейшем будет хуже, чем его сверстники справляться не только с физкультурными упражнениями, но и со своевременным развитием гормональной сферы, медленнее будут развиваться вторичные половые признаки. Это приведет к остракизму со стороны одноклассников, дальше на этой базе легко формируются чувство неуверенности в себе, неудовлетворенности своим физическим «Я», комплекс неполноценности. Отталкиваясь от этих проблем, подросток будет с большим трудом выстраивать отношения со сверстниками противоположного пола, будет накапливаться отрицательная обратная связь в таких отношениях, что, в свою очередь, может усугубить ситуацию с гормональным фоном – подчиняясь все тому же закону сохранения энергии, организм не будет вырабатывать половые гормоны в должном объеме. Включится закономерный процесс компенсации, и энергия пойдет в наиболее привычное и одобряемое (родителями в том числе, если не в первую очередь) русло. Ребенок еще больше углубится в чтение, в науку, в интеллектуальное развитие, все дальше отрываясь от социальных контактов. Дальнейшее развитие ситуации пойдет по спирали, или по принципу снежного кома, пущенного с горы. И эта ситуация дает тот самый эффект, который совершенно напрасно радует и успокаивает родителей – подросток не шляется где ни попадя, не бегает по девочкам (мальчикам), а тихо сидит дома и читает. Или ходит в секцию по шашкам. С родителями тих и ласков, не бунтует как у других, и все гости восхищаются тем, какой порядочный у вас ребенок.

Понимаете, что случилось? От опережающего развития в раннем детстве мы пришли к ретардации (замедленному развитию) в подростковом возрасте. Подросток по природе своей должен быть бунтарем, в нем должны кипеть гормоны, и если он тихо сидит дома на виду у папы с мамой, значит, что-то пошло не так. Время задуматься о консультации с психологом. Хотя, справедливости ради надо заметить, что если бы мы консультировались своевременно, еще до рождения малыша, и на всем протяжении его жизни, этой ситуации можно было бы избежать.



Так что же получается? Что развитый ребенок – это плохо? Ребенок, читающий книги – болен? Отнюдь. Хорошо. Но все хорошо в меру. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, посвятивший всю жизнь изучению развития психики ребенка, на вопрос о том, как сделать так, чтобы ребенок развивался быстрее, отвечал, что стремиться нужно не к тому, чтобы ребенок быстро промчался по всем этапам развития, а к тому, чтобы на каждом из этих этапов у ребенка были все возможности для полного и благоприятного развития. Именно при таком подходе мы и сформируем наиболее гармоничного взрослого.

Tags: вопросы воспитания, психологическое консультирование, советы психолога, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments